СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Гриценко Оксана Алексеевна
Для многих остается секретом, кто же такой социальный педагог? Постараюсь на него ответить.
Социальный педагог – это тот человек в школе, деятельность которого призвана объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания всесторонней помощи и поддержки в развитии и воспитании детей. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения – залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
Я осуществляю мероприятия по социальной защите детей и социальному развитию личности ребенка в школе.
Главными задачами своей работы я считаю:
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- Защита ребенка в его жизненном пространстве.
- Направления моей работы следующие:
- Организация социальной работы (бесплатное питание, благотворительные акции, оказание материальной, социальной, педагогической, консультативной помощи семьям).
- Защита и помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
- Выявление и работа с неблагополучными семьями.
- Работа с опекаемыми детьми, многодетными, малообеспеченными семьями, а также семьями, имеющими детей с нарушениями и трудностями развития, ограниченными возможностями здоровья.
- Профилактическая работа (работа с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, внутришкольный учет нарушителей устава школы, работа с КДН и ЗП).
- Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярный период.
- Работа с родителями: оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и решении социально – педагогических проблем ребенка.
В своей социально-педагогической деятельности я руководствуюсь следующими основными нормативно-правовыми документами:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;
- Кодексом об административных правонарушениях;
- Законом РФ “Об образовании”;
- Федеральным законом №120 “Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
- Федеральным законом № 124 “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”.
Социальный педагог это:
- Посредник между ребенком и обществом, между семьей и школой;
- Эксперт в конфликтах ребенка со сверстниками и взрослыми;
- Защитник некоторых людей от дурного влияния родителей и каждого ребенка во всех случаях, когда он не может постоять за себя, когда родители не знают, не хотят, не умеют, просто отсутствуют;
- Духовный наставник молодых, неопытных, затрудняющихся в вопросах правильного общения с ребенком родителей; Общественный деятель и пропагандист всех законов, защищающих права и жизнь ребенка;
- Социальный терапевт, если вас и вашего ребенка обижают.
Если у вас стресс, проблема – знайте, что вы не один, вам помогут.
На сайте школы, в разделе «Социальный педагог», вы можете найти мои советы и рекомендации ведущих специалистов социальной педагогики для родителей по воспитанию и развитию детей. Надеюсь, что они будут вам интересны и полезны.
По всем вышеперечисленным и интересующим вас вопросам можно обращаться ко мне в кабинет в рабочее время.
Счастья, здоровья, радости и благополучия вашим семьям! Приходите, буду рада помочь вам и выслушать ваши пожелания.
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
В школе работает социально-педагогическая служба, главной целью которой является создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения. Формирование готовности к взрослой жизни начинается с первого класса и продолжается в течение всего обучения в школе, поэтому создание соответствующих условий – основная задача социальной работы.
Основными направлениями деятельности социального педагога являются:
- Помощь семье в проблемах, связанных с воспитанием, учебой ребенка.
- Разработка мер помощи конкретным учащимся.
- Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы.
- Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций.
- Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий.
- Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов и т. п.
- Профилактика и коррекция психического здоровья и социального поведения.
- Оказание материальной помощи семьям.
Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Социально-педагогическая служба в школе создана с целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении, имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сфере, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.
Цель социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе: осуществление помощи школьного социального педагога учащимся и их семьям, в процессе разрешения проблем социализации ребенка на базе школы.
Её задачами являются:
- раннее выявление детей из неблагополучных семей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;
- оказание помощи родителям и педагогам школы в работе с детьми, имеющим те или иные отклонения в развитии;
- проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию, имеющихся у них недостатков;
- обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.
Функциональное содержание социально-педагогического сопровождения:
- диагностическая (изучение личности учащихся, посещение семей), прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
- организационно- коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей);
- правозащитная (поддержка учащихся их семей в защите прав, свобод, социальных гарантий); восстановлено получение детских пособий, присутствие на суде по лишению родительских прав.
- предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения учащихся); постановка на учет и осуществление контроля за успеваемостью и посещаемостью учащихся.
- социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи).
- социально-психологическая (осуществление неотложной социально-психологической помощи); консультирование родителей, учащихся, педагогов по интересующим их вопросам.
- организаторская (обеспечение досугово-культурной, спортивно-оздоровительной деятельности), участие во всех школьных мероприятиях и мероприятиях.
Цель социально-педагогического сопровождения ребенка в школе — профилактика школьной и социальной дезадаптации.
Школьный социальный педагог работает со всем контингентом детей, обращая внимание в первую очередь на трудных, социально-запущенных детей и выделяя семью как приоритетную сферу влияния.
Школьный социальный педагог работает, как бы в 3-х сферах: в школе, семье и социуме. В школе выявляет трудных учащихся, их проблемы, затем выходит в семью, и далее в социум, если проблема требует помощи специалиста.
Работа с детьми «группы риска»:
- Раннее выявление детей «группы риска».
- Изучение психолого-возрастных особенностей детей, условий их жизни; посещение семей с составлением актов.
- Изучение и устранение негативных влияний;(составление индивидуальных программ на каждого неблагополучного ребенка, назначение куратора из администрации.
- Прогнозирование процесса коррекции поведения и дальнейшего развития ребенка; отслеживание результатов работы с учащимся.
Работа с семьей:
- Посещение, с целью изучения интересов, потребностей, материального положения семей, семейных взаимоотношений.
- Помощь в преодолении негативных явлений в семье; рейды в семьи с целью занятости ребенка в вечернее время.
- Работа по сохранению положительного опыта в воспитании, проведение родительского всеобуча, родительских конференций.
Работа в социуме:
- Изучение особенностей хутора, его воспитательного потенциала; проведение родительского патруля в вечернее время.
- Налаживание взаимодействия государственных организаций в интересах воспитания ребенка.
- Выявление беспризорных и безнадзорных детей школы.
Предупредительно — профилактическая деятельность:
- Организация работы в тесном контакте с отделом профилактики безнадзорности;
- Проведение классных часов с инспектором КДН, об ответственности несовершеннолетних и соблюдение закона об ограничении нахождения детей в вечернее время.
Организационная деятельность:
- Организация содержательного досуга учащихся через систему дополнительного образования; посещение детей, стоящих на учете в ОДН, в школе кружков и секций.
- Помощь в организации каникулярного отдыха детей; попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- Летнее трудоустройство.
Самостоятельным направлением деятельности социального педагога выступает защита прав ребенка.
- Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите.
- Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях;
- Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.п.
Формы деятельности социального педагога в школе очень разнообразны и зависят от причин возникших проблем. И так как деятельность социального педагога является личностной службой помощи учащимся, в работе школьного социального педагога доминируют индивидуальные формы работы.
В центре школьной системы взаимоотношений конкретный учащийся, оказавшийся в тяжелой жизненной ситуации, рассматриваемый нами только в контексте семьи. Рядом с ним социальный педагог, т. к. именно он является регулятором его социальных взаимоотношений, выразителем его интересов и посредником между ним и социальными структурами: школой, семьей и т. д. Модель деятельности социально педагогического сопровождения предусматривает работу со всем контингентом учащихся, уделяя особое внимание проблемным и социально незащищенным, и ориентируясь на семью как на приоритетную сферу влияния. Социальный педагог на протяжении всего школьного периода как бы наблюдает за динамикой развития и становления личности учащегося, управляет этим процессом, регулируя и уравновешивая деятельность школы, семьи и социума по отношению к ребенку. Он как бы «ведет его по жизни.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» от 22 августа 2004 года (№122-ФЗ) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Поэтому коллектив школы уделяет большое внимание построению эффективной воспитательной системы, имея все необходимые предпосылки и условия для развития личности ученика, наиболее полного раскрытия возможностей и способностей каждого учащегося, развитие его неповторимой индивидуальности.
- СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПОГОВОРИТЕ С РЕБЁНКОМ ОБ ИНТЕРНЕТЕ
- ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА
- ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОПАСНОЕ НАХОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА СТРОЯЩИХСЯ И ЗАБРОШЕННЫХ СТРОЕНИЯХ