Буллинг в школе и дома
Слово – новое, явление – старое. К сожалению, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».
Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.
Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам? Причин на самом деле много:
-ограниченное общение детей со сверстниками отрицательно сказывается на процессе социализации детей;
– зависть;
– месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
– самоутверждение в коллективе;
– стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
– желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
Почему социально-психологический феномен буллинга не удается искоренить? Этому масса причин, ведь дети становятся жертвами буллинга не только в школе или на улице, но и в семье.
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия. Профилактика насилия заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
В нашей школе по данному направлению ведётся комплексная работа.
Это:
- Информирование учителей, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях ( традиционные формы информирования- выступление психолога на родительских собраниях, раздача памяток по данной проблеме);
- Групповые занятия с детьми;
- Оказание помощи жертвам буллинга через индивидуальные беседы, тренинги;
- Взаимодействие с родителями;
- Обычно работа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем.
Также ведется индивидуальная работа:
- Подробное исследование проблемы и ее распространенности в школе (анонимные опросники, наблюдение). Обсуждение результатов с учителями, с детьми и родителями.
- Акцент на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание принимающей, комфортной и открытой атмосферы в классе.
- Включение мероприятий по профилактике буллинга и сплочению классного коллектива в план воспитательной работы.
- «Библиотерапия» (использование на занятиях художественной литературы, посвященной буллингу)
- Фильмы и наглядные пособия ( в течение двух лет учащиеся школы посещают кружок «Киноурок»)
- Контроль детей во время школьных перемен и вне классов, организация игрового/досугового пространства
- Акцент на работе с детьми-свидетелями травли: пассивными участниками и детьми, которые предпочитают никак не участвовать
- Создана школьная служба медиации(примирение, урегулирование конфликтов)
- Регулярные встречи с родителями
- Индивидуальная психологическая работа с детьми-жертвами
Мы не имеем права не знать, что происходит с нашими детьми, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.
Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматривая личные странички учеников в социальных сетях, обращаем внимание на посты и комментарии. Никто не призывает нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь учеников. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых мы обязаны. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями — не оставайтесь равнодушными!
Педагог- психолог Е.А.Титаевская